И. Ялом. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Для многих философски образованных людей этот термин несет в себе целый ряд значений: Хотя экзистенциальные мыслители могут занимать разные позиции, все они исходят из одного допущения: Таким образом, существование — ключевое понятие в моем подходе. Экзистенциальный подход — лишь один из множества психотерапевтических методов, объединенных общей целью: Ответ легко доступен и находится внутри нас. Ненадолго отложите все дела и просто подумайте о своем существовании. Постарайтесь не отвлекаться, отбросьте все теории и убеждения и поразмышляйте о своем положении в мире. Это вопросы смерти, одиночества, смысла жизни и свободы. В процессе лечения, однако, обязательно возникнут и вопросы смысла жизни, одиночества и свободы.

Экзистенциальная психотерапия И. Ялома

Экзистенциальная психотерапия - Современный этап развития экзистенциальной психотерапии - Ирвин Ялом Современный этап развития экзистенциальной психотерапии характеризуется попытками строгих научных исследований тех областей человеческого бытия, которые поддаются эмпирическому изучению, а также систематизацией имеющихся методов психотерапевтического вмешательства. Его наиболее ярким представителем является Ирвин Ялом. Ирвин Ялом родился в г. В школе он столкнулся с двумя дополнительными трудностями:

Заказать выгодно книги по теме Психология / Ирвин Ялом - книги с Его исследования относят к направлению экзистенциальной психологии Потом одна за другой вышли «Мамочка и смысл жизни», «Когда Ницше Жизнь без страха смерти») он подводит итог многолетнего изучения этой проблемы.

Эта моя заметка сейчас более направлена на коллег, нежели на клиентов. Возможно, кому-то покажется полезной. Психотерапевту в работе с клиентами с темой смерти важно проанализировать собственные установки и чувства к смерти. Предлагаю вам такой опыт — прикосновение к этой теме. Возможно, в ходе чтения возникнет вот тот важный вопрос: А если есть вопрос, то ответ обязательно отыщется. Сам процесс умирания мы представляем себе со слов умирающих, а состояние после смерти представить себе невозможно.

Смерть относится к предопределённой судьбе человека, но отношение к смерти у каждого человека своё — это собственное философское представление о смерти, сформированное его предшествующим жизненным опытом. К тому же, оно изменяется соответственно возрасту. Отношение к смерти зависит от воспитания, традиции, религии, общества и своего жизненного опыта. Если даже о смерти открыто не говорят, то определённые установки уже содержатся в воспитании ребёнка и передаются ему через образ действия окружающих.

Это и отношение родителей к здоровью ребёнка, и отношение к смерти, демонстрируемое в семье. Отношение к смерти в микросоциуме.

Эмпирическое исследование смысла жизни подтверждает следующее: Отсутствие ощущения смысла жизни способствует психопатологии грубо линейным образом: Глубоко укорененные религиозные верования способствуют позитивному ощущению смысла жизни. Ценности, предполагающие самотрансцендирование, способствуют позитивному ощущению смысла жизни. Принадлежность к группам, преданность какому-либо делу и наличие четких жизненных целей способствуют позитивному ощущению смысла жизни.

Жизненный смысл необходимо рассматривать в развивающейся перспективе:

Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы неизбежность старения и смерти, горечь отвергнутой любви, страх смерти , экзистенциальной свободы и бессмысленности жизни. Отсутствие этого главного признания — не только еще одно . самоочевидного смысла жизни .

Мы видели, что отсутствие в жизни смысла, целей, ценностей и идеалов вызывает значительные страдания. В острой форме они могут привести человека к решению покончить с собой. Франкл отмечает, что в концентрационном лагере индивид без ощущения смысла практически не выживал. Возникает впечатление, что нам нужны некие абсолюты — устойчивые идеалы, к которым мы можем стремиться, и направляющие ориентиры, на основании которых можно выстраивать жизнь.

Однако экзистенциальная концепция свободы, описанная в главах 6 и 7, утверждает, что единственный подлинно абсолютный факт заключается в отсутствии абсолютов. Согласно экзистенциальной точке зрения, мир случаен:

§ 23.3. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов

Направления психологии Теория и практика экзистенциальной психологии: Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол. В такие моменты кажется, что человеческий язык еще не изобрел верно подходящих слов, кажется, что наша культура еще не сумела изобрести правильные представления о смерти.

ности между жизнью и смертью, между наличием по тенциальных Проблема смерти как экзистенциальная проблема (И. Ялом), чаще всего связано со следующими собы тиями: горе при . человека проблему смысла жизни и смерти. Часто . тием ее финала, отсутствием значительного страха смер.

Психология человека в современном мире, - перейти к содержанию учебника Страх смерти как экзистенциальная проблема Одной из экзистенциальных проблем, которые затрагивал С. Рубинштейн в своих трудах, была проблема отношения человека к жизни и смерти. По его мнению, факт смерти делает жизнь человека окончательной, завершенной, т. Наличие смерти порождает серьезное, ответственное отношение к жизни и обязательства по отношению к другим людям заботиться о них, что-то делать для них, пока есть возможность.

Серьезность этих обязательств усугубляется тем, что они могут истечь в любой момент. Отношение субъекта к собственной смерти просто серьезное или трагическое определяется двумя обстоятельствами: С момента осознания человеком окончательности своей жизни перед ним встает проблема ответственности за все содеянное и упущенное в ней. Верно, прожитая жизнь означает, что человек сделал в ней что-то хорошее, активно и сознательно изменял и преобразовывал мир и других людей в соответствии с их сущностью, совершенствовал формы человеческой жизни и человеческих отношений, сумел реализовать свою сущность.

К неудовлетворению своей жизнью приводит пассивно-потребительское ожидание даваемых ею благ и замыкание в ограниченной сфере житейских интересов и бытовых проблем. Проблема отношения к жизни и смерти находит свое отражение в психологических исследованиях страха смерти.

Экзистенциальная психотерапия

Базовые постулаты, из которых я исхожу, просты: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Это темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания.

Две выдающиеся личности, не знакомые в жизни, но так умело сведенные Ялома, который пишет неплохие книги на тему экзистенциальной психотерапии. А кто-то бросает вызов чувству страха смерти, занимаясь опасными и . жизни и смерти, а также поиска смысла жизни (точнее, его отсутствия).

Проблема в самой элементарной форме звучит так: Это общий термин для того, что должно чем-то выражаться. Поиски смысла подразумевают поиски связи. Когда мы интересуемся целью чего-либо, мы спрашиваем о его роли или функции. Вера в существование некоего высшего целостного плана, в котором каждый индивид играет свою особую роль. Она дает человеку не только цель и роль, но также набор инструкций о том, как ему следует прожить жизнь. Ощущение начало ценностям, которые, в свою очередь, синэргетически усиливают - Ценности вносят в социальную жизнь элемент предсказуемости, она в свою очередь безопасность.

РАЗГОВОР О СМЕРТИ

Ирвин Ялом - Экзистенциальная психотерапия Временами нам необходимо ограничивать себя в самораскрытии в связи с еще одной проблемой, которая может сопутствовать отношениям пациента и терапевта как реальной личности, — проблемой потери терапевтической объективности, обусловленной различными эксцессами и безответственным поведением.

Наверное, самый вопиющий эксцесс — вступление терапевта как"реальной личности" в половую связь с пациентом. Я видел много пациентов, раньше имевших половую связь с терапевтом.

Поэтому тематика смерти присутствует в жизни современного человека повсеместно. Страх смерти интерпретировался как производное от тревожности, связанной с Отсутствие страха перед смертью у людей раннего средневековья он объясняет тем, что . Ялом И. Экзистенциальная психотерапия.

Смотреть полностью Предельные экзистенциальные беспокойства Ялом , выделил четыре предельных экзистенциальных беспокойства, они связаны со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью. Эти беспокойствам в консультировании придается большое значение. Жизнь и смерть, бытие и небытие являются скорее взаимозависимыми, чем параллельно существующими категориями. Смерть — основной источник тревоги и невротической, и нормальной, и экзистенциальной.

Тревога, связанная со смертью, опасение перестать существовать могут быть как сознательными, так и подсознательными. Сильную тревогу, связанную со смертью, вероятно, можно подавить. В значительной степени развитие психической патологии обусловлено совершением неудачных попыток выйти за рамки смерти. Не существует никакой надежной основы, поддерживающей существование.

Свободные люди также обречены на ответственность. Существуют три формы изоляции. Если межличностная изоляция может быть не связана с патологией, то внутриличностная изоляция подразумевает патологию по определению. Третий экзистенциальный конфликт — это конфликт между осознанием людьми их фундаментальной изоляции и их желанием устанавливать контакты, искать защиту и существовать в качестве части большего целого.

В чем смысл жизни?

Страх смерти: культуральные источники и способы

Экзистенциальное направление в психологии и философии как теоретическое основание кризисной психологии Почему именно это направление в психологии выбрано в качестве теоретической парадигмы основы кризисной психологии? Кризисная психология рассматривает человека в ситуации кризиса основ его бытия, на том этапе его жизненного пути, когда перед человеком встают вопросы: Это не те вопросы, которые ребенок начинает задавать в лет и заканчивает в Трудно найти более удачной иллюстрации, показательного примера, чем душевные искания графа Л.

Конечно, можно представить их как интеллигентские переживания.

Смысл жи зни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к . Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий. .. Ялом, Ирвин. Экзистенциальная психотерапия.

А на вопросы о смерти и смысле жизни, свободе и ответственности, любви и одиночестве невозможно получить один правильный ответ. Возможно, поэтому экзистенциальной психологии нередко отказывают в звании направления, а сам экзистенциализм обвиняют в пессимизме и упадничестве. Возникновение экзистенциальной философии Источником этого направления в психологии стала экзистенциальная философия, основы которой были заложены в конце 19 века датским философом Сёреном Кьеркегором.

В 20 веке на фоне напряженной социально-политической обстановки и трагических событий мировых войн философия экзистенциализма получила развитие в трудах Э. Многие исследователи считают, что экзистенциальная философия родилась как отражение социального и духовного кризиса цивилизации. Вместе с тем, она вобрала в себя черты воззрений Ф. Традиционные для экзистенциализма мотивы замечают и в творчестве Ф.

Ирвин Дэвид Ялом

Ялома Философия и концепции. Это подлинное существование в отдельный момент, взятый в его целостности и ценности. Субъектом экзистенциальной психотерапии является личность, которая утратила способность полноценно существовать и развиваться. В основе экзистенциального подхода лежит экзистенциальная философия. Наиболее выдающимися экзистенциальными философами были С.

Ирвин Ялом — профессор Стенфордского университета, один из родоначальников экзистенциальной психотерапии (направления современной глубинной придавать смысл своей жизни, производя на свет очередную копию себя» Например, спасет его от страха смерти или станет средством для.

Рубинштейн в своих трудах, была проблема отношения человека к жизни и смерти. По его мнению, факт смерти делает жизнь человека окончательной, завершенной, т. Наличие смерти порождает серьезное, ответственное отношение к жизни и обязательства по отношению к другим людям заботиться о них, что-то делать для них, пока есть возможность. Серьезность этих обязательств усугубляется тем, что они могут истечь в любой момент.

Отношение субъекта к собственной смерти просто серьезное или трагическое определяется двумя обстоятельствами: С момента осознания человеком окончательности своей жизни перед ним встает проблема ответственности за все содеянное и упущенное в ней. Верно, прожитая жизнь означает, что человек сделал в ней что-то хорошее, активно и сознательно изменял и преобразовывал мир и других людей в соответствии с их сущностью, совершенствовал формы человеческой жизни и человеческих отношений, сумел реализовать свою сущность.

К неудовлетворению своей жизнью приводит пассивно-потребительское ожидание даваемых ею благ и замыкание в ограниченной сфере житейских интересов и бытовых проблем. Проблема отношения к жизни и смерти находит свое отражение в психологических исследованиях страха смерти. В наибольшей степени, к взглядам на проблему смерти, высказанным С. Рубинштейном, близка позиция экзистенциальных психологов, и в частности, точка зрения И. Ялома, который считает, что страх смерти больше мучает тех, кто чувствует пустоту своей жизни и утратил ее смысл.

Человек тем больше боится смерти, чем меньше он реализует свой потенциал, чем меньше он по-настоящему проживает свою жизнь, чем менее она насыщена и наполнена.

Ирвин Ялом - Экзистенциальная психотерапия

Я вырываю тебя из трещин И держу, вместе с корнями, в руке. Маленький Цветок, но если бы я мог понять, Что ты такое, весь, со всеми корнями, Тогда я знал бы, что такое Бог и человек. Басе в хайку просто внимательно смотрит на назуму незаметное, скромное, почти ничтожное растение , цветущее у ограды. Хайку выражает хотя, как говорит Судзуки, ее утонченность при переводе утрачена нежное, смиренное, близкое и гармоничное отношение к природе.

Теннисон красноречив и активен. Теннисон пытается проанализировать и понять цветок, он отстраняется от него в манере научной объективности.

Он писал:"Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии .. или устранить страх смерти может наполнять жизнь смыслом до самого.

Вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся, в конечном итоге, к тому, чтобы научить нас не бояться смерти. Монтень Страх смерти естественен для человека. Он знаком практически каждому. Его экзистенциальное присутствие в человеческой жизни блестяще описано Ирвином Яломом: Но все же обычно этот страх не разрушает жизнь. Каждый человек проделывает немалую внутреннюю работу, чтобы научиться жить с этим страхом и защищаться от него.

Однако чрезмерно жесткие защиты, основанные на отрицании, игнорировании этой данности нашего существования, при определенных обстоятельствах не выдерживают и могут порождать различные формы психической патологии, прежде всего тревожные расстройства, экстремальный рост которых в современной культуре отмечается многими авторами Шиньон, Смерть как неотъемлемая часть человеческой жизни давно оказалась на задворках современной культуры.

Ее, как нищенку или незваного гостя, не пускают через парадный ход, но за это она мстит современному человеку, повергая его в состояние страха и полной растерянности при неизбежной встрече. Египтяне имели обычай во время празднеств вносить в торжественную залу наряду с лучшими яствами мумию какого-нибудь покойника, а после пира показывали присутствующим огромное изображение смерти.

Ликург учил, что близость кладбищ к жилищам человека, присутствие множества людей на похоронах необходимы, чтобы изо дня в день напоминать каждому об ожидающей его судьбе. Один пожилой знакомый из староверов рассказывал мне, как его бабушка, будучи вполне здоровой, заранее готовилась к смерти, — в сарае стоял сделанный по ее росту гроб, была приготовлена одежда, даны указания о том, как хоронить. В современной культуре кладбища вынесены на окраины, похоронные процессии на улицах давно запрещены, разговоры о болезнях и смерти — дурной тон.

Встреча со смертью происходит, как правило, совершенно неожиданно, становясь для оставшихся в живых, родных и друзей умершего, ошеломляющим открытием, сопровождающимся чувством ужаса и мыслью:

Ирвин Ялом - экзистенциальные страхи